Телефоны в Саратове
8 (8452) 703-007
 
8 (8452) 703-001
Рассчитать стоимость дома

Иверская церковь

Этот русский православный храм сегодня увидеть непросто. Он почти со всех сторон закрыт более поздней, вплотную подступившей к нему застройкой. Впервые побывав там летом 1998 года, я нашел эту церковь лишь потому, что заранее изучил план старого Харбина и специально отправился в ту часть района Пристань, чтобы проверить, жив ли еще этот оригинальный архитектурный памятник. Оказалось, жив. Вот только вид его, прямо скажем, не внушает оптимизма. В этом я убеждался еще много раз, посещая примечательный храм в каждой из очередных своих поездок в Харбин. Последнее посещение его состоялось в мае 2010 года. Перейдя мост недалеко от вокзала, я шел посмотреть — жив ли еще этот русский храм? Стоит церковь, как и прежде, всеми забытая и покинутая, вокруг нее грязь, нечистоты. Грустно и печально.

Что же это за храм, когда и в чью честь был воздвигнут? Иверская икона Божией Матери, как известно, является величайшей святыней Афона. Точную копию иконы привезли в Москву еще в 1648 году, и она стала едва ли не главной московской святыней. Ее поместили в специально отстроенной часовне у Воскресенских ворот, а когда Москву в 1812 году заняли французы, икону на время вывезли во Владимир. Интересен и такой еще любопытный факт: когда в начале 1930-х годов в Москве снесли Иверскую часовню (в 1990-е годы она вновь восстановлена), в Харбине соорудили почти точную ее копию, отдавая дань уважения русской святыне. Вот что сообщалось в 1937 году в издававшемся в Харбине журнале "Рубеж":

"Русские за рубежом с трогательною любовью стремятся сохранить все то, что возрождает в сердцах и памяти величавый образ нашей Родины. И то, что разрушается в СССР коммунистами, — восстанавливается, возрождается у нас, в эмиграции. Около 5 лет тому назад в Москве снесена часовня Иверской Божией Матери, которая глубоко почиталась не только москвичами, но и всеми русскими людьми. В ограде Харбинского Свято-Николаевского собора построена часовня, являющаяся точной копией московской Иверской часовни. Строил часовню молодой инженер Е.А. Уласовец". Кстати говоря, ныне рядом с Николаевским собором в парковой зоне в пригороде Харбина восстановлена и Иверская часовня.

Иверских церквей в Харбине было построено две и почти одновременно. Одна — в районе Пристань, другая — в Госпитальном городке. Та Иверская церковь, о которой наш рассказ, была завершена 27 мая и освящена 3 июня 1907 года. Она считалась в Харбине того времени едва ли не самой лучшей из всех церквей. Храм принадлежал Заамурскому округу отдельного корпуса пограничной стражи и размещался на улице Офицерской. Эта часть района Пристань примыкала к железной дороге, отделявшей его от Нового города. Церковь хорошо была видна с железной дороги, от вокзала, а также с улиц Диагональной, Водопроводной и Хилковской. На прилагаемой здесь старинной фотографии хорошо заметно, как храм доминирует над окружающим пространством. Он хорошо просматривался от Главного вокзала и с других дальних точек города. Когда же улицу Офицерскую застроили, эта доминирующая роль храма исчезла, его почти со всех сторон закрыли строения, порой даже возвышаясь над ним.

Во второй приезд в Харбин в 1999 году мне удалось попасть внутрь храма и осмотреть его интерьер. К сожалению, от великолепных росписей на стенах и сводах Иверской церкви, которые когда-то выполняли офицеры и нижние чины округа под руководством художника-ополченца В.А. Михайлова, не сохранилось никаких следов. В книге "Маньчжурия далекая и близкая" Г.В. Мелихов так описывает роспись Иверской церкви: "В этой живописи тесно переплелись между собой батальные и религиозные мотивы. Живость и драматизм изображенных ситуаций, сочные краски производили сильнейшее впечатление. Например, вдали еще кипит ожесточенный бой, а на переднем плане умирает русский солдат — белокурый, голубоглазый, с Георгиевским крестом, и, как подобает церковной живописи, с разверзшихся небес к солдату сходит Христос, чтобы вознести на небо его душу, а внизу — соответствующий евангельский текст. Или страшное в своей жестокости и обнаженности поле только что пронесшегося боя: убитые и искалеченные люди, кровь, огонь и дым. И по полю, закрыв лицо руками, проходит Христос. Он плачет".

Иверская церковь на Офицерской улице примечательна еще одной немаловажной деталью. На мраморных досках, закрепленных на стенах храма, были высечены имена всех Георгиевских кавалеров, воинов Заамурского округа, погибших на полях сражений в Русско-японскую войну и в стычках с хунхузами. Списки эти позднее пополнялись новыми именами — погибших на фронтах Первой мировой, а затем и Гражданской войны. Как видим, Иверская церковь в своем убранстве несла ярко выраженный характер мемориального сооружения в честь погибших русских воинов. Не случайно в народе ее часто называли Военной церковью. В Иверской церкви в течение нескольких лет (1922—1930) служил православную службу Нестер, бывший архиепископ Камчатский и Петропавловский, а настоятелем этого храма более 30 лет (1907—1940) был Сергей Дмитриевич Брадучан".

Архитектура Иверской церкви привлекала внимание не только ее прихожан. После окончания строительства она по праву считалась в Харбине самой красивой. Пятиглавая, с колокольней на общей продольной оси, церковь Иверской Божией Матери отличалась изысканностью декоративного убранства. Общий, двухэтажный по высоте объем центральной части с южной и северной сторон был охвачен одноэтажными боковыми приделами с большими арочными окнами. Эти приделы соединялись с западной и восточной сторон с колокольней и апсидой. Пристроены они были в середине 1920-х годов. Главной архитектурно-художественной темой общей композиции Иверской церкви архитектор К.Х. Денисов избрал контрастное сочетание гладких плоскостей стен из красного кирпича с декором, сосредоточенным на углах, в оконных обрамлениях и завершениях объемов. Интересно решена и конструкция колокольни. Ее прямоугольный в плане объем, прорезанный с западной стороны крупной аркой входа, увенчан ступенчатой композицией, в которой на каждой ступени установлены по паре арочных кокошников. Еще два ряда таких же кокошников составляют основание высокого барабана главки колокольни. Эта ступенчатость, ярусность в совокупности с кокошниками позволила созданию выразительной и динамичной пирамидальной композиции в завершении колокольни.

Арочная тема кокошников поддержана аркатурным поясом, охватывающим центральный объем храма во фризовой его части. Такой же аркатурный пояс имеется и в верхней части апсиды. Гораздо скромнее в декоративном отношении выполнена нижняя часть церкви. Здесь в качестве обрамлений окон присутствуют валики и полочки, опирающиеся на полуколонны, поставленные на флангах оконных проемов.

Ныне в церкви многое утрачено. От пятиглавого завершения храма сохранился лишь центральный барабан, прорезанный четырьмя арочными проемами. Не сохранился и барабан с главкой на колокольне. Кроме того, во втором ярусе колокольни арочный проем заменен прямоугольным по форме. Такие же проемы растесаны и на гранях апсиды (во втором ярусе). Эти проемы разорвали непрерывный аркатурный пояс, обрамлявший все пять граней апсиды. С южной стороны к колокольне пристроена бетонная лестница, ведущая на второй этаж. Утрачены и некоторые элементы декора, в частности, полуколонны в обрамлении южного портала, фрагменты декоративного подкарнизного пояса и другие детали.