Телефоны в Саратове
8 (8452) 703-007
 
8 (8452) 703-001
Рассчитать стоимость дома

Алексевская церковь

К середине 1920-х годов в Харбине сложилась устойчивая система размещения культовых построек различных конфессий, среди которых значительное место занимали православные храмы. Практически во всех районах и прилегающих к центру поселках имелись свои церкви.

Среди более 20 харбинских храмов Свято-Алексеевская церковь, расположенная в поселке Модягоу, стала третьей по своим размерам. Она вмещала до одной тысячи прихожан. Ее превосходили по величине лишь Софийская и Благовещенская церкви. Следует, правда, оговориться: вначале Алексеевская церковь была деревянной и располагалась совсем в другом месте. История ее восходит к началу 1900-х годов, когда в Гунжулине была сооружена военная церковь. Спустя несколько лет ее разобрали и перевезли сначала в Корпусный городок, а через некоторое время — в больший по количеству населения поселок Алексеевку. Поселок этот, правда, оказался неперспективным, и его население постепенно перебралось в центральные районы города, так что Алексеевская церковь осталась, по сути дела, без прихожан. В 1912 году ее перенесли уже в третий раз — теперь в поселок Модягоу, а в следующем году освятили. Церковь была срублена из бревен вековых лиственниц, в ее объемной композиции выделялся огромной величины купол в форме луковицы, поставленный на восьмигранный барабан. Не последнюю роль в объемно-пространственной композиции храма играла и шатровая колокольня.

Население поселка, состоявшее в основном из мелких служащих железной дороги, стало пополняться эмигрантами и к концу 1920-х годов настолько увеличилось, что Алексеевская церковь уже не обеспечивала потребностей всех верующих в отправлении ими культа. Именно в это время и принято было решение остроительстве нового, теперь уже каменного, храма, более вместительного, чем прежний.
12 октября 1930 года настоятель Алексеевской церкви протоиерей Рождественский освятил новое место для будущего храма во имя святого Алексея, митрополита Московского, а спустя неделю состоялась и закладка этого храма с участием митрополита Мефодия. Факт закладки храма вовсе не означал начало его строительства. Во-первых, уже подступило зимнее время, а во-вторых, не было еще необходимых средств, на которые предстояло вести работы. Впереди было еще немало дел по сбору пожертвований. Для этой цели сформировали актив оргкомитета, B состав которого вошли отец Петр, староста М.В. Второв, П.М. Новопашенный, Д.Г. Полуянов, C.C. Гребенщиков, A.K. Купер, и Н.И. Агуров. На первом этапе строительство храма поручили инженеру М.В. Карбышеву, которому деятельно помогали студенты последнего курса Харбинского политехнического института, будущие инженеры-строители братья Шербаковы. Место для церкви выбрали на углу участка, при пересечении улиц Церковной и Скобелевской.

Проект Свято-Алексеевской церкви выполнил молодой инженер Ю.В. Смирнов, закончивший Харбинский политехнический институт в 1928 году, однако строительный комитет сделал довольно много замечаний к проекту и он был переделан уже другим архитектором. Им был, по некоторым сведениям, Е.А. Уласовец, хотя данные архивного личного дела Е.А. Уласовца не подтверждают этого. Собственноручно перечисляя выполненные им работы в Харбине, Уласовец не называет в их числе Алексеевскую церковь.

Строительные работы начали в мае 1931 года. По этому случаю, как и полагалось, было совершено торжественное богослужение При огромном стечении прихожан. Тем не менее, пожертвования поступали слабо, их катастрофически не хватало, поэтому строительство Алексеевской церкви растянулось на пять лет.

1 сентября 1935 года, когда строительство уже заканчивалось, на Алексеевскую церковь были подняты колокола, и по этому поводу в ближайшее воскресенье отслужена литургия. Кладку стен и сводов уже закончили, но еще продолжалась внутренняя их отделка. Прихожане любовались новой постройкой, ставшей, по их убеждению, лучшим украшением Модягоу. Храм выделялcя среди застройки поселка своими размерами и необычной архитектурой. Высота главного объема вместе с куполом составляла 14 саженей (более 30 метров), а колокольни — 16 саженей. Внутреннее подкупольное пространство простиралось на высоту в девять саженей. В Алексеевской церкви имелось три алтаря. Главный — в честь святого Алексея, митрополита Московского, второй — в честь иконы Божией Матери "Скорбящих радостей" и третий — в честь святого Иннокентия, епископа Иркутского". Внутренность храма поражала обилием света и воздуха: большие по размерам окна, светлые, праздничные тона росписей — все это создавало ощущение торжественной приподнятости.

Интересно отметить, что в Алексеевской церкви в качестве конструктивного новшества были применены железобетонные своды, которые в Харбине впервые использовал архитектор Б.М. Тустановский при строительстве грандиозной Благовещенской церкви. Это конструктивное новшество способствовало выполнению сводчатых перекрытий без дополнительных внутренних опор. Храм был освящен 6 октября 1935 года, и его главный алтарь стал использоваться при службах. Боковые алтари оставались пока еще не оконченными. Левый придел в честь иконы Божией Матери "Скорбящих радостей" освятили 27 октября, а правый, в честь святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Сергия Радонежского и святой мученицы Татьяны — 24 мая следующего года. Иконостас правого придела поражал своей красотой, иконы для него писал знаменитый на Дальнем Востоке иконописец диакон Петр Задорожный*. Резные работы иконостаса выполнял мастер Кашин, тоже довольно известный специалист-краснодеревщик не только в Харбине, но и за его прделами.

Основная планировочно-композиционная схема храма представляет собой нанизанные на продольную ось колокольню, трапезную, храмовый объем и апсиду. Не нарушая симметрии, к колокольне и храмовому объему с северной и южной сторон примыкают более низкие пристройки, не превышающие высоты трапезной. Вместе с приделами, трапезной и апсидой храмовый объем, таким образом, получил крестообразную в плане конфигурацию. Над средокрестием поставлен кубический объем второго света, со всех сторон прорезанный сгруппированными по три оконными проемами. В подкарнизной части объема по всему периметру выполнен ажурный аркатурный пояс, очень выразительный по пластике. Килевидные очертания арок во фризовой части трапезной, над окнами северного и южного приделов, в звонах колокольни и в других частях церкви свидетельствуют о преемственности стилевых черти приемов этой постройки с русскими храмами XVII века. В то же время в архитектурной композиции Алексеевской церкви можно заметить и некоторые детали, характерные для более позднего времени. В целом архитекторам удалось создать запоминающийся образ русской православной церкви, подчеркивающий незримые связи оказавшихся на чужбине людей с их родиной и русской традицией храмового строительства.